Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Налог на имущество организаций выступает одной из наиболее стабильных доходных частей бюджетов регионов. Однако, несмотря на его всеобъемлемость, данный налог является относительно неразработанным. Регулярно возникают и требуют урегулирования судебные споры, касающиеся налогообложения имущества. Эти обстоятельства определяют актуальность и практичную значимость избранной темы.
Последние несколько лет основные изменения в имущественном налогообложении были направлены на выработку упрощенного и единообразного подхода в обложении имущества, что, в свою очередь, ведет к снижению регулирующей функции налогов. В частности, об этом говорят новейшие изменения, связанные с отменой налогового декларирования земли и имущества, налоговой базой по которому выступает кадастровая стоимость. Однако такой подход нельзя назвать в корне неверным, поскольку при понятном и ясно трактующемся законодательстве будет возникать меньшее количество споров, связанных с имущественным налогообложением, например вырастет уровень собираемости налогов.
Налог на имущество организаций установлен на территории РФ с 1 января 1992 г. законом РФ от 13.12.91 № 2030–1 в качестве регионального налога. В 2003 году была принята соответствующая глава Налогового кодекса Российской Федерации, заменяющая этот закон. В этой главе внесен ряд принципиальных изменений в порядок исчисления и уплаты налога. Исходя из статуса данного налога, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вносят его на соответствующую территорию. Они также устанавливают специальные налоговые ставки по этому налогу, которые, помимо льгот, предусмотренных федеральным законодательством, дополняют льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Эти региональные органы также определяют порядок и сроки уплаты данного налога, форму его отчетности.
Объектом исследования является совокупность актуальных проблем, непосредственно затрагивающих имущественное налогообложение, в частности сущность и порядок налога на имущество организаций.
Предмет исследования – налог на имущество организаций с точки зрения налогоплательщика и государства.
Цель исследования – рассмотреть налог на имущество организаций: проблемы и перспективы развития.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность и значение налога на имущество организаций;
изучить налогоплательщиков и налогооблагаемое имущество организаций;
рассмотреть проблемы практического применения налога на имущество организаций;
определить перспективы развития налогообложения имущества организаций.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области имущественного налогообложения, управления финансами, статистики, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации и судебная практика.
Научная новизна исследования состоит в предложении новейших перспектив развития налога на имущество организаций, а также в анализе их последствий.
В качестве информационной базы использованы материалы отечественных статистических данных из официальных порталов, таких как сайт министерства финансов и консультант плюс, были использованы периодические издания и справочные материалы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика налога на имущество организаций
1.1. Сущность и значение налога на имущество организаций
Налог - это обязательный финансовый сбор или какой-либо другой вид сбора, взимаемый с налогоплательщика (физического или юридического лица) правительственной организацией с целью коллективного финансирования государственных расходов, общественных расходов или как способ регулирования и уменьшения негативных внешних эффектов.
Соблюдение налогового законодательства относится к политическим действиям и индивидуальному поведению, направленным на обеспечение того, чтобы налогоплательщики платили нужную сумму налога в нужное время и обеспечивали правильные налоговые льготы. Определения налога, сбора, страхового взноса приводятся в ст. 8 НК РФ «Понятие налога, сбора, страховых взносов». Налог – это обязательный, бесплатный платеж физических лиц, взимаемый с организаций и физических лиц, приносящий пользу государству и/или муниципальным образованиям, то есть перечисляемый в бюджетную систему Российской Федерации.
Сборы - это обязательные сборы, взимаемые с организаций и физических лиц. Если оплата не произведена, плательщик сбора не сможет получить соответствующие разрешения или разрешительные документы, такие как использование диких животных (п. 1 ст. 333.1 НК РФ), либо уплата которого обязательна при ведении отдельных видов деятельности на определенной территории, как в случае с торговым сбором (гл. 33 НК РФ) 2.
Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог – это цена, которую платят граждане за то, чтобы пользоваться общественным порядком, справедливостью и обеспечивать личную свободу и права собственности. С помощью налогообложения покрываются ежегодные расходы страны, поэтому каждый налогоплательщик участвует в общих расходах, понесенных им и его соотечественниками» 12, с. 215.
Бу Свенссон: «Налог – это цена, которую мы все платим за возможность использовать государственные ресурсы для определенных общих целей, таких как оборона и влияние на распределение доходов и собственности среди граждан» 15, с. 6.
Н. И. Тургенев (1818): «Налоги – это суть средства для достижения социальных или национальных целей, то есть целей, которые люди принимают на себя, когда они присоединяются к своему обществу или формируют страну. На этом основано право правительства требовать налоги с народа. Люди объединились в общество, доверили высшую власть правительству и дали ему право требовать налоги» 8, с. 17.
Имущественное налогообложение рассматриваются в научных трудах современных теоретиков и практиков налогового и финансового права. А.В. Аронов определяет экономическую сущность имущественного налогообложения юридических лиц как изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества [9, c. 68]. Имущественные налоги с юридических лиц относятся к категории традиционных налогов и известны с древнейших времен. Около 130 стран мира в настоящее время включают их в состав своих налоговых систем [26].
М.М. Коростелкин считает, что особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода. Имущественные налоги, по мнению данного автора, принадлежат к числу старых, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В советское время большая часть жилых помещений находилась в государственной собственности, что исключало обложение их налогом. Лишь с начала 90-х годов вопрос налогообложения имущества стал актуален [13, c. 369].
Введение налога на имущество в организациях является этапом изменения системы налогообложения имущества. Данная процедура трансформации впервые была предусмотрена в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы). В частности, в программе уделили внимание тому, что приоритетная ценность в настоящее время приобретает преобразование системы платежей за землю и другую недвижимость, что обязано выполнять принцип единства земельных участков и постоянно взаимосвязанных объектов недвижимости. При этом государственная политика по содействию успешной эксплуатации земельных участков и иной недвижимости направлена на организацию государственного кадастрового реестра объектов недвижимости как единой государственной кадастровой системы на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его информации.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.98г. №146-ФЗ с изм. и доп..// СЗ РФ 03.08.98 №31 ст. 3824.
3. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) – федеральный закон от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ, с изм. и доп. // СЗ РФ, 2000 г., № 32, ст. 3340.
4. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» с изм. и доп. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., N 15, ст. 492.
5. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 14.02.1992 г.
Учебная и научная литература
6. Буланова, Н. И., Лебедева И. А. Оценка налоговых доходов федерального бюджета РФ / Н.И. Буланова // Тенденции развития бухгалтерского учета, анализа, аудита и статистики в цифровом обществе : материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. – Ростов-на-Дону, 2022. – С. 220–224
7. Владимиров, Д.Ю., Мисиркаева К.Р. Проблемы и перспективы развития налога на имущество организаций в Российской Федерации / Д.Ю. Владимиров // Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. – С. 142–146.
8. Врублевской, О. В. Налоги и налогообложение / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Питер, 2021. - 37 c.
9. Вылкова, Е.С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова. - М.: Юрайт, 2020. - 89 c.
10. Гуркин, А. С. Налоговые поступления как основной источник доходов бюджета: правовые аспекты квалификации доходов / А.С. Гуркин // Финансовое право. – 2021. – № 11. – С. 3–6
11. Дмитpиева, И. В. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Учебное пособие / И.В. Дмитpиева. - М.: Реноме, 2021. - 12 c.
12. Зиннатуллина, М. И. Проблемы налогообложения недвижимого имущества юридических лиц / М. И. Зиннатуллина. // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 215-217.
13. Зорина, М. А., Еременкова А. В. Характеристика налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации / М.А. Зорина // Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе : материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – Оренбург, 2022. – С. 369–373.
14. Малис, Н.И. Критерии отнесения имущества к движимому должны быть уточнены / Н.И. Малис // Налоговый вестник. 2019. № 9. – С. 73–77
15. Мишле, Е. В. Налоговое право. Региональные и местные налоги и сборы : учебное пособие для вузов / Е. В. Мишле. – М.: Юрайт, 2020. – 177 с.
16. Морозов, А.А. Налоговая система и законодательное регулирование налогового обложения [Текст]/ А.А. Морозов. - М.: Знание, 2020. - 74 c.
17. Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы / Е.Р. Мухина //Apriori. Гуманитарные науки. – 2020. -№ 5.
18. Налогообложение организаций. Учебник. - М.: КноРус, 2020. - 48c
19. Панов, Е. Г. История налогов. Средние века / Е.Г. Панов. - М.: ЛКИ, 2021. - 70 c.
20. Поздина, А. В. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации / А. В. Поздина. // Молодой ученый. – 2020. – № 44 (334). – С. 111-113.
21. Романовский, М. Налоги и налогообложение / М. Романовский. - М.: Питер, 2021. - 20 c.
22. Талатынова, М. Д., Боброва Е. А. Роль налоговой системы в формировании доходов Федерального бюджета России и пути ее совершенствования / М.Д. Талатынова // Научные Записки Орел ГИЭТ. – 2021. – 4 (40). – С. 40–45.
23. Шувалова, Е. Б. Налоговые системы зарубежных стран / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. - М.: Дашков и ко, 2021. - 21 c.
24. Ягумова, З. Н., Гергова З. Х. Состав и структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ по видам прямых налогов / З.Н. Ягумова // Инновационные образовательные технологии как инструмент развития интеллектуального потенциала региона : сборник статей Национальной научнопрактической конференции с международным участием. – 2022. – С. 316–320.
Интернет ресурсы
25. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России/Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова. Выпуск №26 – URL: www.rea.ru
26. Лукина, А.И., Ключищева, В.Г. Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). URL: https://sibac.info/archive/economy/1(61).pdf